В Тюменском медицинском университете разрабатывают белковое питание для онкобольных | Тюменский государственный медицинский университет

16.04.2024

Ученые Тюменского  медицинского университета приступили к реализации амбициозного проекта – разработке белковой смеси для питания больных с онкологическими заболеваниями.

В период реабилитации таким пациентам требуется рацион, восполняющий нутриетивную недостаточность организма. Зачастую больной элементарно недополучает белка из обычной пищи, требуется серьезная дополнительная поддержка специализированными белковыми легкоусвояемыми смесями.

По данным российской статистики, от 35 до 80% пациентов в отделениях онкологии сталкиваются с белково-энергетической недостаточностью. Это состояние повышает вероятность развития раковой кахексии – резкой потери веса тела, преимущественно за счет мышечной ткани.

- Мы начали изучать тему нутриетивной поддержки онкологической больных и выяснили, что сегодня существенная доля рынка специализированного лечебного питания для данной категории пациентов остается свободной. Многие западные производители с российского рынка ушли, а отечественные зачастую не успевают закрывать существующие потребности. Так и родилась идея нашего проекта, который мы решили назвать «БиоТехФарма»», - рассказывает руководитель проекта, директор института фармации Юлия Сергеевна Родина.

В состав команды вошли ученые и сотрудники лаборатории хроматографии и элементного анализа (заведующий к.б.н. Даниэль Игоревич Бояринцев) и лаборатории микробиома, регенеративной медицины и клеточных технологий (заведующий профессор, д.б.н. Марина Викторовна Николенко).

- Мы понимаем, что реализация подобного проекта – дело не быстрое, ведь мало разработать сам состав смеси, нужно еще доказать его эффективность, пройдя клинические испытания. К концу 2024 года мы планируем получить опытный образец состава смеси, а в течение следующего года – обогащать его метаболитами микроорганизмов, витаминами и аминокислотами в зависимости от потребностей пациентов, проводить испытания, - сообщила Юлия Родина.

«БиоТехФарма» - стратегический проект. Его реализация затронет все основные сферы деятельности вуза: образование, научно-исследовательскую деятельность, работу по выстраиванию внешних коммуникаций. Например, с реализацией проекта связано открытие новой образовательной программы магистратуры по направлению «Биотехнология», ведь обеспеченность кадрами – это основа любой успешной работы.

- Для успешной реализации нас есть основа – профессиональная команда ученых, помещения для современных лабораторий, необходимое высокотехнологичное оборудование. Но, конечно, мы смотрим вперед, и, если все работы пойдут по плану, то уже к концу 2024 года нам понадобится партнер для запуска технологической линии по производству белковой смеси. Предполагаем, что им может выступить производственное предприятие, осуществляющее выпуск продуктов питания. Мы всегда готовы к сотрудничеству и обсуждению его условий, - отметил ректор ТМУ Иван Михайлович Петров.

По информации Проектного офиса Тюменского медицинского университета