Ученые ТМУ нашли взаимосвязь между глаукомой и депрессией (РИА Новости) | Тюменский государственный медицинский университет

Ученые ТМУ нашли взаимосвязь между глаукомой и депрессией (РИА Новости)

27.09.2023

Утрата клеток глаза, отвечающих за восприятие света, связана с депрессией, обнаружили ученые Тюменского медицинского университета (ТМУ). По их словам, исследование в перспективе позволит повысить эффективность борьбы с глаукомой и разработать новый подход к терапии некоторых типов депрессии. Результаты опубликованы в журнале Journal of Affective Disorders, сообщает РИА Новости.

IMG_8882.JPGГлаукома – нейродегенеративная патология, которая сопровождается повышением внутриглазного давления, постепенно приводя к снижению или потере зрения. Заболеванию, по словам специалистов, особенно подвержены люди старшего возраста.

Самым неблагоприятным последствием глаукомы является гибель специальных клеток, воспринимающих свет, так называемых ганглиозных клеток сетчатки (ГКС). Среди этих клеток, как объяснили ученые, есть особые меланопсиновые клетки, связанные с биологическими часами организма и с "центром настроения" в мозге.

Исследователи ТМУ смогли показать, что при гибели более 15% ГКС, когда повреждение затрагивает меланопсиновые клетки, возникают нарушения настроения, напрямую связанные с ощущением недостатка света.

- Многие знают, как может меняться настроение в зависимости от того, солнечно или пасмурно за окном. Утрата светочувствительных клеток как бы не позволяет человеку в полной мере ощутить радость света. Этот факт играет значительную роль при профилактике и лечении и глаукомы, и депрессии", – рассказал заведующий лабораторией хронобиологии НИИ биомедицинских технологий, профессор кафедры биологии Тюменского медицинского университета Денис Геннадьевич Губин.

За счет управления параметрами искусственного света можно добиться, чтобы положительные эффекты, "привязанные" к дневному свету, активировались в мозге даже при поражении ГКС, объяснили ученые. По их словам, проведенное исследование позволит в перспективе разработать персонализированные режимы такой терапии.

- Мы не только впервые в мире смогли объективно оценить связь ухудшения настроения на фоне нарушений биологических ритмов с активной потерей специфических меланопсиновых ГКС, но и обнаружили ген-кандидат, который может усиливать эту зависимость, – отметил профессор Тюменского медицинского университета.

В дальнейшем коллектив ученых намерен исследовать возможности персонализированной терапии, нацеленной на коррекцию настроения и биологических часов как пациентов с глаукомой, так и лиц, у которых подобные нарушения связаны с другими факторами.