Размер шрифта:
- A
- A
- A
Цветовая схема:
- A
- A
- A
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Как помочь детям и родителям справиться со стрессом? Как облегчить школьникам адаптацию при переходе в следующий класс? Что предлагают ученые-физиологи, врачи и педагоги? Об этом говорили участники экспертной фокус-сессии «Детский стресс: комплексный подход, региональный аспект».
В мероприятии приняли участие специалисты Тюменского медицинского университета, они работали в качестве экспертов: директор Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ, д.м.н., профессор Евгений Викторович Чесноков, профессор кафедры нормальной физиологии Института фундаментальной медицины ТМУ, д.м.н., доцент, руководитель федерального инновационного образовательного проекта «Реализация принципа здоровьесбережения в образовательной деятельности» Евгения Александровна Томилова, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии и паллиативной медицины Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ, к.м.н. Андрей Георгиевич Бухна, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии и паллиативной медицины Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ, к.б.н. Анжелика Вячеславовна Арефьева.
В экспертную группу были приглашены представители социальной сферы из центра «Семья» - руководитель сектора психологической и методической помощи Ирина Юрьевна Кислицина и ведущий психолог сектора психологической и методической помощи Евгения Владиславовна Писарева.
Работа сессии проходила в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО). Участников приветствовала ректор ТОГИРРО, доктор педагогических наук, профессор, Народный учитель России Ольга Владимировна Ройтблат:
- Переход ребенка из начальной школы в основную всегда сопряжен со стрессом, новые учителя и требования. Это другой уровень. Путь мягкой адаптации есть. Необходимо действовать аккуратно, тактично. От преподавателей в этом вопросе требуется самоотдача.
Первый день участники фокус-сессии работали с экспертами над нормативными и ненормативными маркерами стресса у детей по возрастам раннего возраста, младшего и старшего дошкольного возраста, начальной, средней школы и подросткового возраста.
Евгения Александровна Томилова, профессор кафедры нормальной физиологии Института фундаментальной медицины рассказала о физиологии стресса и общем адаптационном синдроме, объяснив, что стресс делится на полезный (эустресс) и вредный (дистресс):
- Необходимо помнить, что стресс – это не всегда плохо. Физиологическая роль стресс-реакции − быть необходимым звеном в формировании устойчивости организма к различным факторам окружающей среды. К большой досаде Ганса Селье, общество усвоило только часть его теории: слово «стресс» в массовом сознании приобрело отчетливо негативное значение, хотя ученый не раз подчеркивал, что жизнь без стресса невозможна в принципе. Но важно понимать, что у продолжительного эустресса есть все шансы со временем перерасти в дистресс.
Как помочь ребенку выйти из стрессовой ситуации? Причины возникновения стресса и что с этим делать – об этом рассказала доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ Анжелика Вячеславовна Арефьева. Она уделила внимание нормальному и ненормальному проявлению стресса, особенностям переживания стресса у детей, дав рекомендации педагогам и родителям:
- Если вас что-то беспокоит в состоянии ребенка нужно обращаться к специалистам: педиатру, психологу, психотерапевту - это обязательно. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше должно быть с ним тактильного контакта, рецепторы, обеспечивающие телесные ощущения у ребенка, формируются достаточно быстро. Берите как можно чаще детей за ручку, обнимайте и гладьте по голове - это успокаивает маленького человека и дает ему чувство защищенности.
Андрей Георгиевич Бухна, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии Института общественного здоровья и цифровой медицины, к.м.н. сделал обзор на тему: «Как оказать помощь члену семьи в преодолении стрессового расстройства». Он акцентировал внимание на сути психотерапевтической помощи семье, а также дал комментарий, как поддержать первокурсника в начале становления студенческой жизни:
- Все советы будут действенными только тогда, когда молодые люди уже приобретут минимальный опыт. И все же. Необходимо соблюдать режим труда (обучения) и отдыха, придерживаться здорового питания. Советую высыпаться, особенно во время сессии, так как сон благоприятно воздействует на восстановление внутреннего ресурса организма. Важно родителям, в первое время, быть в тесном контакте со своими детьми. Наладить также канал, откуда можно почерпнуть информацию о посещении ребенком вуза. Если в группе не сложился контакт с однокурсниками, лучше перейти в другую, не усугубляя конфликтную ситуацию. Родителям необходимо помнить, что все действия нужно совершать спокойно, аккуратно, не нарушая личных границ молодого человека, девушки.
Во второй день фокус-сессии с участием экспертов проходило слушание наработок в группах и обсуждение. Результат - разработка методических материалов для системы образования Тюменского региона. Участники экспертной фокус-сессии уделили внимание и апробации методического продукта «Дефектологический пасьянс» на основе материла «Выявление и оказание адресной помощи детям с нарушением в развитии: комплексный подход, региональный аспект».
Тюменский медицинский университет активно развивает федеральный инновационный образовательный проект «Реализация принципа здоровьесбережения в образовательной среде» в рамках сотрудничества с Департаментом науки и образования Тюменской области и Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования.
№ очереди | Статус | Стол |
---|