Тюменские ученые обнаружили нетипичный вид опасных паразитов у летучих мышей | Тюменский государственный медицинский университет

Тюменские ученые обнаружили нетипичный вид опасных паразитов у летучих мышей

08.12.2022

16600.jpgНетипичных для летучих мышей паразитов обнаружила биолог, доцент Тюменского медицинского университета Мария Орлова. Они характерны для грызунов и насекомоядных, но не для представителей отряда Рукокрылые.

Это значит, что пути передачи инфекций между классами животных стали разнообразнее, а человечеству угрожают новые заболевания, отмечает ученый.

Доцент ТМУ вместе с коллегами из Республики Беларусь изучила паразитов рыжей вечерницы и водяной ночницы. Эти виды летучих мышей в Белоруссии считаются одними из самых распространенных.
66.jpg- Обнаруженные блохи видов Paleopsylla soricis soricis и Amalaraeus penicilliger являются переносчиками риккетсий (возбудителей лихорадок, включая лихорадку Крым-Конго, сыпной тиф и сибирский клещевой тиф) и характерны для грызунов и насекомоядных. То, что они обнаружены и у летучих мышей, подтверждает, что мыши - не изолированная группа животных, они тоже являются переносчиками опасных природно-очаговых инфекций. Поскольку рыжая вечерница нередко находит убежище на чердаках домов и других построек, мы предполагаем, что это создает дополнительную возможность передачи инфекций человеку. Сейчас проводится второй этап изучения паразитов - молекулярно-генетическое исследование, - отметила Мария Орлова.
По словам эксперта, ученые разных стран все чаще высказывают озабоченность в связи с трансформацией отношений «паразит-хозяин», которая наблюдается в природе. Она происходит главным образом из-за изменения климата на планете. Потепление заставляет животных менять места обитания и межвидовые контакты. Появляются новые возможности для обмена экто- и эндопаразитами. Человечество может столкнуться с новыми болезнями и их неожиданными переносчиками уже в ближайшем будущем, предполагают исследователи.

Статья Марии Орловой опубликована в научном журнале Ecologica Montenegrina. Соавторами выступили научный сотрудник Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Александра Ларченко, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ТюмГМУ Ирина Долгова, научный сотрудник Полесского аграрно-экономического института НАН Беларуси Виктор Демянчик.