Top.Mail.Ru
Цифровая трансформация Тюменского медицинского университета: политика, стратегия, технологии. | Тюменский государственный медицинский университет

Размер шрифта:

  • A
  • A
  • A

Цветовая схема:

  • A
  • A
  • A

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

RU
Университет
Образование
Наука
Пресса
Молодёжная политика
International
Контакты

Цифровая трансформация Тюменского медицинского университета: политика, стратегия, технологии.

28.09.2023

Поделиться

Что получает пользователь

Трудно представить себе работу современного учреждения без использования цифровых систем и информационных технологий, особенно такого крупного и сложного по своей структуре и системе коммуникаций, как вуз. Говоря о цифровой трансформации университета, мы имеем в виду, скорее, стратегию электронного управления процессами во всех видах деятельности учебного заведения, чтобы сделать их максимально эффективными, но при этом простыми и доступными.       

 «Основная цель трансформации университета - прозрачность процессов, доступность сервисов как для студентов, так и для преподавателей. В ходе трансформации руководство университета получает инструмент оперативного управления и принятия решений на основе данных из информационных систем вуза», - считает директор по информатизации и цифровой трансформации Тюменского государственного медицинского университета Сергей Владимирович Головков.

Для решения этих задач в университете уже сейчас разработаны и внедрены ряд дашбордов – специальных информационных стендов, которыми успешно пользуются руководители основных структурных подразделений.  

- Основные направления в нашем университете подразумевают единое рабочее пространство с межсистемной интеграцией, основная платформа — это семейство программных продуктов от компании 1С, - пояснил Сергей Головков.

На сегодняшний день реализовано большое количество подсистем в системе «1С Университет. ПРОФ», запущен такой важный блок, как Основная профессиональная образовательная программа с возможностью формирования всех ее необходимых компонентов, в том числе раздела «Кадровое обеспечение реализации образовательной программы». Это значительно облегчает работу профессорско-преподавательского состава, поскольку автоматизирован процесс создания, актуализации, согласования и утверждения программ.

В университете также реализуется проект «Электронное расписание». Процесс формирования расписания в медицинском вузе достаточно трудоемок, имеет множество нюансов и особенностей. Цифровое расписание позволяет повысить качество образовательного процесса, обеспечивает оперативную актуализацию информации для пользователей. В настоящее время в данный блок вносятся финальные правки.

Еще один проект – Электронный журнал успеваемости. Ресурс разработан специально для вуза, работа над ним велась в течение полутора лет. Программа позволяет преподавателям в процессе занятия или сразу по его завершению выставить оценки с любого устройства, имеющего доступ к глобальной сети интернет.

Благодаря внедрению электронного журнала студенты своевременно проинформируются о своей успеваемости. Баллы и оценки появляются сразу после проверки работы преподавателем. Также указываются даты пропущенных занятий и темы, которые следует отработать. Теперь преподавателям не придется подсчитывать баллы вручную, а также искать листы балльно - рейтинговой системы. Расчет производится автоматически, это исключит возможность ошибки. Доступ к электронному журналу преподаватели и студенты получают после прохождения инструктажа. Пока ресурс работает в тестовом режиме. Первое время преподаватели будут вести журнал как в электронном, так и в привычном бумажном формате. В случае технических сбоев это позволит сверить данные из двух источников.

 

Быстро. Надежно. Удобно. 

Еще одна сфера университетской жизни, где цифровая трансформация приносит ощутимые результаты – работа в личных кабинетах. Новые электронные услуги появляются в личном кабинете студента и преподавателя. Модернизация этого сервиса производится регулярно, исходя из запросов пользователей и требований законодательства в сфере высшего образования. Это делает более удобным проведение ряда административных процедур, снижает нагрузку на персонал, упрощает жизнь студента, автоматизируя, например, процесс заказа справок в студенческом офисе, помогает обучающимся проанализировать успеваемость, сравнить свои показатели с уровнем других студентов и многое другое.

В этом году в Тюменском медицинском университете полностью автоматизирован процесс оплаты по договорам. Программа отслеживает сроки платежей, дает возможность оплаты за обучение и проживание, в том числе и для иностранных студентов, использующих зарубежные платежные системы.

В части документооборота ведутся работы по интеграции «1С» со смежными системами. Разработчики обещают, что это позволит автоматизировать запуск на согласование распорядительных документов в автоматическом режиме из систем «1С», «Зарплата и кадры», «1С Университет ПРОФ».

«Уже не первый год приемная кампания вуза проходит с использованием федерального сервиса «Поступление в вуз онлайн», а также личного кабинета поступающего. Данные сервисы интегрированы с единой образовательной системой на базе «1С Университет проф», а сдача вступительных испытаний проходит на электронной образовательной площадке университета с применением системы прокторинга. Эта система, построенная с использованием искусственного интеллекта, анализирует поведение поступающего, что исключает возможность списывания и использования посторонней помощи», - рассказал директор по информатизации.  

 

В помощь преподавателю и студенту

Дистанционные образовательные технологии прочно вошли в нашу жизнь, дополнительным толчком к их развитию послужила и пандемия Covid-19. Чтобы повысить качество образовательного контента и расширить возможности данного формата обучения в Тюменском медицинском университете запущена высокотехнологичная видеостудия нового уровня Jalinga. Этот аппаратный комплекс предназначен для записи лекций, онлайн-курсов, проведения дистанционных онлайн уроков, подготовки материалов для размещения на интернет-платформах. В студии профессиональный свет, микрофон, сенсорная доска, камера и всё необходимое для видеосъемки и качественной записи звука.

«Видеостудия расширяет возможности развития онлайн-обучения, как один из мировых трендов образования. Модерация профессионального видеоконтента востребована в рамках реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования, построения индивидуальных образовательных траекторий и продвижения уникальных образовательных продуктов кафедральных коллективов. Внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий позволит создать новые модели обучения, обеспечить вариативность и качество преподавания, повышая, тем самым, эффективность медицинского образования и конкурентоспособность университета на глобальном рынке образовательных услуг», – считает проректор по учебно-методической работе ТМУ Татьяна Николаевна Василькова. 

В ближайшей перспективе в университете панируется создание единого портала для всех участников образовательного процесса: преподавателей, сотрудников административно-управленческого аппарата, обучающихся и даже, при желании, родителей. На портале будет размещаться как общая информация в свободном доступе, так и закрытая - в личном кабинете, где можно будет работать с разным набором документов, например, кадровыми, распорядительными, ознакомительными и другими.  

 

Цифровая кафедра

Участие Тюменского медицинского университета в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" дало возможность вузу работать в проекте «Цифровая кафедра». Этот проект реализуется, в свою очередь, в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».  

«Обучение на ЦК проходит параллельно с обучением по основной профессиональной программе высшего образования. Результатом успешного обучения должно стать получение квалификации «Программист», а также диплома о профессиональной переподготовке, подтверждающего данную квалификацию», - сообщил начальник отдела интеллектуальной собственности и трансфера технологий ТМУ, руководитель проекта «Цифровые кафедры» Дмитрий Борисович Егоров.  

Цель проекта - обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями. Обучение в рамках проекта «Цифровые кафедры» бесплатное.

«Принимаются студенты специалитета с 3 курса и старше, обучающиеся по программам ординатуры и магистратуры любого года обучения, а также обучающиеся бакалавриата, начиная со 2 курса» - пояснил руководитель проекта.

Официальными региональными партнерами программы в Тюменской области: ООО «1с-Медицина-регион», ГАУ ТО «Медицинский информационно-аналитический центр»,  ООО «Научно-производственное инновационное предприятие «Тюменский институт медицинской информатики», ООО «Ин нова».

С 2022 года в рамках проекта «Цифровые кафедры» реализуется программа «Введение в программирование медицинских информационных систем».

В рамках данной программы обучающиеся изучают основы языка программирования Python, основы работы с базами данных. Всего по данной программе проходят обучение 205 студентов Тюменского медицинского университета.

Теперь программа адаптирована и срок обучения по ней сократился с 2 лет до 1 учебного года. В сентябре 2023 года по проекту «Цифровая кафедра» набрано 773 обучающихся, они уже начали обучение. В планах руководителя проекта к сентябрю 2024 года подготовить и запустить уникальную, в своем роде, программу «Машинное обучение в медицине».

 

Весенний хакатон

Чтобы стимулировать интерес молодежи к появлению новых идей, созданию проектов в области цифровой трансформации и применения искусственного интеллекта в сфере здравоохранения в Тюменском медицинском университете организуются мероприятия самых разных форматов. Самое популярное – Хакатон цифровых технологий в здоровьесбережении. В этом году в нем приняли участие десять команд студентов и школьников из Тюмени, Кургана и Екатеринбурга.                             

На площадке хакатона было представлено три кейса: два от департамента здравоохранения Тюменской области - снижение кардиологической смертности и популяционный скрининг по онкологии, третий от Тюменского государственного медицинского университета - автоматизация проектирования модели компетенций. В экспертную комиссию по оценке работ вошли региональные представители: ректор Тюменского медицинского университета Иван Михайлович Петров, от департамента здравоохранения Татьяна Сергеевна Калинкина, руководитель ситуационного центра медицинского информационного аналитического центра, а также компетентные специалисты вуза, владеющие навыками проектной деятельности.                

Два дня шла интенсивная работа, настоящий мозговой штурм. Как отметила проректор по научно-исследовательской работе и инновационной политике ТМУ Елена Борисовна Храмова, ребята представили свой взгляд на решение задач:

«Часть идей достойны внимания с точки зрения практического здравоохранения, а для университета -  это привлечение и выращивание талантов. Молодые люди решили расширить свои компетенции именно в сфере IT технологий. Как говорится, что сегодня не в цифре, того не существует».            

Призерами хакатона стали представители Тюмени, но от разных учебных заведений, так как команды представлены в смешанном варианте. 

«Если говорить о системе образования, глобальной подготовке квалифицированных кадров, готовых реагировать на новые вызовы времени, то третий кейс по формированию моделей компетенции имеет значимость и актуальность, тем более для нашего университета, так как в его основе лежит разработка вуза», - подчеркнула организатор хакатона, начальник управления инновационных образовательных форматов и программ ТМУ Дилара Наилевна Исакова.     

Победители получили ценные призы, но главная награда – это поддержка во внедрении разработок в систему здравоохранения и медицинского образования.


Чтобы учить и лечить

Политика вуза в сфере цифровой трансформации – одно из основополагающих направлений развития вуза в рамках программы «Приоритет 2030». Это трудоемкий, но жизненно важный процесс для эффективного управления университетом и реализации образовательных программ. Без этого невозможно подготовить для системы здравоохранения конкурентоспособных специалистов, способных внедрять цифровые технологии в медицину, использовать искусственный интеллект при лечении и диагностике заболеваний, совершенствовать системы принятия врачебных решений.   

 

 

 

 

 

Используя наш сайт вы даете нам согласие на использование файлов cookie-файлы на вашем устройстве в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности. Если собранная информация содержит персональные данные мы будем обрабатывать ее в соответствии с Политикой персональных данных.