Ученые впервые обнаружили возбудителя энцефалита на Северном Кавказе | Тюменский государственный медицинский университет

Ученые впервые обнаружили возбудителя энцефалита на Северном Кавказе

26.03.2024

Неожиданную находку – иксодового клеща Ixodes ricinus, зараженного энцефалитом, – сделали ученые из Тюмени, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, исследуя фауну Ставропольского края.

Клеща обнаружили на полосатой ящерице Lacerta strigata – одном из наиболее распространенных в регионе видов пресмыкающихся.

Изучение найденного образца провела кандидат биологических наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Тюменского медицинского университета Мария Владимировна Орлова.

- Это удивительная находка, поскольку для территории Кавказа энцефалит ранее не был описан напрямую. Выявлены лишь косвенные данные: у некоторых жителей этой территории были обнаружены антитела к вирусу клещевого энцефалита, кроме того, у 1-2% клещей обнаружен антиген. Секвенировав образец, мы определили, что находка относится к линии (субгенотипу) «Заусаев» сибирского геноварианта вируса, характерной для Западной Сибири, но не южных европейских регионов страны, - пояснила Мария Орлова.

Для изучения цепочки миграции вируса ученые обратились к орнитологам. Возможным объяснением, по мнению специалистов, является перенос зараженных клещей из Сибири на Кавказ перелетными птицами с последующей передачей рептилиям. Эксперты обращают внимание на то, что роль рептилий в циркуляции опасных природно-очаговых инфекций до сих пор не изучена, поэтому необходимо продолжить исследовательскую работу.

Своими выводами они поделились в журнале Vector-borne and zoonotic diseases.

Поскольку находка вызывает очень много новых вопросов, ученые планируют расширенные работы по изучению рептилий (прежде всего, ящериц) и их эктопаразитов (иксодовых клещей) на Кавказе и прилегающих территориях.

Отметим, что участие в исследовании принимали ученые Тюменского медицинского университета, Федерального научно-исследовательского института вирусных инфекций «Виром» Роспотребнадзора, Тюменского государственного университета и Зоологического института РАН.