Размер шрифта:
- A
- A
- A
Цветовая схема:
- A
- A
- A
Размер шрифта:
Цветовая схема:
По данным экспертов, профессия педагога, преподавателя – в числе первых по уровню стресса, усталости и эмоционального выгорания. В связи с этим тема здоровьесбережения в образовательной деятельности достаточно четко отображена в национальном проекте «Образование».
Если раньше в вопросах повышения квалификации всех участников образовательного процесса работала схема: «педагог учит педагога», то сейчас к обучению методики сохранения внутреннего ресурса педагогов необходимо подключать специалистов с медицинским образованием. Это направление активно развивается в Тюменском государственном медицинском университете. Вуз стал одним из лидеров среди высших учебных заведений России, где реализуется инновационный образовательный проект в сфере дополнительного профессионального образования, направленный на внедрение принципа здоровьесбережения в образовательную деятельность. Ход проекта курирует и. о. проректора по региональному развитию и непрерывному профессиональному образованию, доктор медицинских наук, профессор Ольга Игоревна Фролова.
- Решением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации наш университет стал одной из 127 федеральных инновационных площадок, и одним из 12 медицинских вузов страны, где реализуется проект «Реализация принципа здоровьесбережения в образовательной деятельности», - рассказала Ольга Игоревна. – Проект рассчитан на 5 лет - с 2021 по 2025 годы. Одним из ожидаемых эффектов от его реализации должен стать высокий уровень знаний и компетенций педагогов, психологов, социальных работников, обучающихся и их родителей в вопросах здоровьесбережения.
Уже за первый год реализации проекта удалось сделать многое: разработаны и реализованы программы повышения квалификации, проведены мастер-классы и круглые столы, создан информационный ресурс для освещения работы инновационной площадки. Администратором проекта является заместитель директора Института непрерывного профессионального развития Тюменского ГМУ Евгения Александровна Томилова.
Евгения Александровна известна, как активный лидер «Бережливого производства 2.0». Опираясь на свой успешный опыт внедрения бережливых технологий в здравоохранение, те же принципы она переносит и в систему образования.- Наша задача – помочь педагогу и другим участникам образовательного процесса сберечь свой ресурс, свое здоровье, предотвратить психоэмоциональное выгорание. Для этого мы используем разработанные нами, апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя методики: учим управлять эмоциями, бороться со стрессом, правильно распределять время и организовывать рабочее пространство,- пояснила Евгения Томилова.
- Говоря о «бережливом образовании», мы помогаем нашим слушателям определять виды потерь, визуализировать их. Мы можем наблюдать, насколько успешно проходит внедрение процессов бережливого производства в здравоохранении. Однако, и в образовательной деятельности есть свои проблемы, в решении которых поможет грамотная маршрутизация потоков обучающихся, организация рабочего места по системе 5С, регулирование хронометража уроков, планирование времени, которого всегда не хватает – это тоже сберегающий ресурс, как для педагога, так и для обучающегося.
В 2021 году согласно дорожной карте проекта подготовлено и реализовано две программы повышения квалификации: «Актуальные вопросы преподавания нормальной и клинической физиологии» и «Избранные вопросы педагогики и психологии высшей школы». Обучение по ним прошли более 30 работников медицинских вузов из Москвы, Иркутска, Республики Марий Эл и Дагестана. Совместно с МАУ «Информационно - методический центр» Департамента образования города Тюмени проведены мастер-классы по формированию стрессоустойчивого поведения у детей, подростков и педагогов. В мастер-классах приняли участие заместители заведующих и педагоги-психологи образовательных и дошкольных образовательных учреждений. В процессе проведения мастер-классов слушатели повысили свои способности справляться со стрессовыми ситуациями, освоили инструменты осознания и управления собственными эмоциями и методы «скорой помощи» при стрессе.
Организованы и проведены ряд круглых столов «Здоровьесбережение и укрепление общественного здоровья: вызовы времени и потенциал регионов» и «Проблемы и перспективы дистанционного преподавания фундаментальных дисциплин». На встречах обсуждались проблемы здоровьесбережения в условиях дистанционного образования фундаментальных дисциплин, эксперты делились опытом преподавания на иностранном языке. В конференции наряду с преподавателями и учеными Тюменского ГМУ выступили профессора и заведующие кафедрами вузов Ханты-Мансийского автономного округа.
Для объединения партнеров и единомышленников, для информирования слушателей и всех, кто заинтересован в повышении уровня своих знаний в области бережливых технологий в образовании, создана страница в социальной сети Инстаграмм, где отображается работа Федеральной инновационной площадки «Бережливое образование» @ber_obr https://instagram.com/ber_obr?utm_medium=copy_link
У организаторов амбициозные планы. Это, прежде всего, новые программы дополнительного образования, направленные на внедрение принципов бережливого производства в образовании, повышение квалификации по вопросам здоровьесбережения в образовательных организациях. Запланирован цикл вебинаров, лекций, тренингов и мастер-классов для педагогов и отдельный блок для обучающихся их родителей или законных представителей. В разработке программ примут участие ведущие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава Тюменского ГМУ.
Добавим, что в рамках конгресса «Человек и лекарство», который пройдет в Тюмени в ноябре 2021 года, теме здоровьесбережения в образовании будет посвящена целая секция. К работе в ней будут привлечены представители кафедры гигиены педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова (г. Москва), Сургутского госуниверситета и Центра общественного здоровья и медицинской профилактики города Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа.
№ очереди | Статус | Стол |
---|