Top.Mail.Ru
Здоровьесбережение в образовательной деятельности: итоги и перспективы | Тюменский государственный медицинский университет

Размер шрифта:

  • A
  • A
  • A

Цветовая схема:

  • A
  • A
  • A

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

RU
Университет
Образование
Наука
Пресса
Молодёжная политика
International
Контакты

Здоровьесбережение в образовательной деятельности: итоги и перспективы

06.09.2021

Поделиться

По данным экспертов, профессия педагога, преподавателя – в числе первых по уровню стресса, усталости и эмоционального выгорания. В связи с этим тема здоровьесбережения в образовательной деятельности достаточно четко отображена в национальном проекте «Образование».   

Если раньше в вопросах повышения квалификации всех участников образовательного процесса работала схема: «педагог учит педагога», то сейчас к обучению методики сохранения внутреннего ресурса педагогов необходимо подключать специалистов с медицинским образованием. Это направление активно развивается в Тюменском государственном медицинском университете. Вуз стал одним из лидеров среди высших учебных заведений России, где реализуется инновационный образовательный проект в сфере дополнительного профессионального образования, направленный на внедрение принципа здоровьесбережения в образовательную деятельность. Ход проекта курирует и. о. проректора по региональному развитию и непрерывному профессиональному образованию, доктор медицинских наук, профессор Ольга Игоревна Фролова.

- Решением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации наш университет стал одной из 127 федеральных инновационных площадок, и одним из 12 медицинских вузов страны, где реализуется проект «Реализация принципа здоровьесбережения в образовательной деятельности», - рассказала Ольга Игоревна. – Проект рассчитан на 5 лет - с 2021 по 2025 годы. Одним из ожидаемых эффектов от его реализации должен стать высокий уровень знаний и компетенций педагогов, психологов, социальных работников, обучающихся и их родителей в вопросах здоровьесбережения.       

Уже за первый год реализации проекта удалось сделать многое: разработаны и реализованы программы повышения квалификации, проведены мастер-классы и круглые столы, создан информационный ресурс для освещения работы инновационной площадки. Администратором проекта является заместитель директора Института непрерывного профессионального развития Тюменского ГМУ Евгения Александровна Томилова.   

- Наша задача – помочь педагогу и другим участникам образовательного процесса сберечь свой ресурс, свое здоровье, предотвратить психоэмоциональное выгорание. Для этого мы используем разработанные нами, апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя методики: учим управлять эмоциями, бороться со стрессом, правильно распределять время и организовывать рабочее пространство,- пояснила Евгения Томилова.

Евгения Александровна известна, как активный лидер «Бережливого производства 2.0». Опираясь на свой успешный опыт внедрения бережливых технологий в здравоохранение, те же принципы она переносит и в систему образования.  

- Говоря о «бережливом образовании», мы помогаем нашим слушателям определять виды потерь, визуализировать их. Мы можем наблюдать, насколько успешно проходит внедрение процессов бережливого производства в здравоохранении. Однако, и в образовательной деятельности есть свои проблемы, в решении которых поможет грамотная маршрутизация потоков обучающихся, организация рабочего места по системе 5С, регулирование хронометража уроков, планирование времени, которого всегда не хватает – это тоже сберегающий ресурс, как для педагога, так и для обучающегося.     

В 2021 году согласно дорожной карте проекта подготовлено и реализовано две программы повышения квалификации: «Актуальные вопросы преподавания нормальной и клинической физиологии» и «Избранные вопросы педагогики и психологии высшей школы». Обучение по ним прошли более 30 работников медицинских вузов из Москвы, Иркутска, Республики Марий Эл и Дагестана. Совместно с МАУ «Информационно - методический центр» Департамента образования города Тюмени проведены мастер-классы по формированию стрессоустойчивого поведения у детей, подростков и педагогов. В мастер-классах приняли участие заместители заведующих и педагоги-психологи образовательных и дошкольных образовательных учреждений. В процессе проведения мастер-классов слушатели повысили свои способности справляться со стрессовыми ситуациями, освоили инструменты осознания и управления собственными эмоциями и методы «скорой помощи» при стрессе.

Организованы и проведены ряд круглых столов «Здоровьесбережение и укрепление общественного здоровья: вызовы времени и потенциал регионов» и «Проблемы и перспективы дистанционного преподавания фундаментальных дисциплин». На встречах обсуждались проблемы здоровьесбережения в условиях дистанционного образования фундаментальных дисциплин, эксперты делились опытом преподавания на иностранном языке. В конференции наряду с преподавателями и учеными Тюменского ГМУ выступили профессора и заведующие кафедрами вузов Ханты-Мансийского автономного округа.

Для объединения партнеров и единомышленников, для информирования слушателей и всех, кто заинтересован в повышении уровня своих знаний в области бережливых технологий в образовании, создана страница в социальной сети Инстаграмм, где отображается работа Федеральной инновационной площадки    «Бережливое образование» @ber_obr https://instagram.com/ber_obr?utm_medium=copy_link

лого инст.png

У организаторов амбициозные планы. Это, прежде всего, новые программы дополнительного образования, направленные на внедрение принципов бережливого производства в образовании, повышение квалификации по вопросам здоровьесбережения в образовательных организациях. Запланирован цикл вебинаров, лекций, тренингов и мастер-классов для педагогов и отдельный блок для обучающихся их родителей или законных представителей. В разработке программ примут участие ведущие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава Тюменского ГМУ.

Добавим, что в рамках конгресса «Человек и лекарство», который пройдет в Тюмени в ноябре 2021 года, теме здоровьесбережения в образовании будет посвящена целая секция. К работе в ней будут привлечены представители кафедры гигиены педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова (г. Москва), Сургутского госуниверситета и Центра общественного здоровья и медицинской профилактики города Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа.

  

 

 

 

 

Используя наш сайт вы даете нам согласие на использование файлов cookie-файлы на вашем устройстве в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности. Если собранная информация содержит персональные данные мы будем обрабатывать ее в соответствии с Политикой персональных данных.