Top.Mail.Ru
Тюменский государственный медицинский университет

Размер шрифта:

  • A
  • A
  • A

Цветовая схема:

  • A
  • A
  • A
Тюменский государственный медицинский университет

Кафедра психологии и педагогики с курсом психотерапии

  • Информация
  • Сотрудники
  • Контакты
  • Документы
  • Программы

Сфера деятельности кафедры: Актуальные проблемы пограничных психических расстройств при соматических заболевания, зависимостях и стессозависимых нарушениях.

Дисциплины, преподаваемые на кафедре: Психология, педагогика, навыки профессиональной коммуникации, психология общения, конфликтология, педагогика с методикой преподавания, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.

Обучаются студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, факультета высшего сестринского образования. Клинические ординаторы, психологи и врачи по программам психотерапия, клиническая медицина, дефектология, психология.

Научные школы, развиваемые на кафедре: Клиника, систематика и динамика психических нарушений при соматических заболеваниях и зависимом поведении.

Новейшие научные исследования: 

  1. Суицидальное поведение при преднамеренных и непреднамеренных самоотравлениях.

  2. Характеристики психологического состояния пациентов, перенесших пневмонию, ассоциированную с COVID-19.

Научные публикации:
  1. Суицидальные попытки в Тюмени в 2012-2020 гг. Опыт организации системы выявления и учёта. Российский психиатрический журнал, 2021. стр. 14-20. Зотов П.Б., Спадерова Н.Н., Рехерт Л.И., Гаргашева Е.П., Бухна А.Г.
  2. Характеристики психологического состояния пациентов, перенесших пневмонию, ассоциированную с COVID-19, через три месяца после выписки из стационара. Профилактическая медицина. 2021;24(9):59-65 https://doi.org/10.17116/profmed20212409159 стр. 67-73. Гуськова О.А., Ярославская Е.И.. Петелина Т.И.
  3. Сердечно-сосудистая патология, социально-демографические факторы и качество жизни пациентов, перенесших covid-19-ассоциированную пневмонию, через 3 месяца после выписки из стационара. «Профилактическая медицина» Том: 24 Номер: 11 Год: 2021. стр. 36-44. О.А. Гуськова, Е.И. Ярославская, Т.И. Петелин.
  4.  Взаимосвязь качества жизни пациентов, перенесших covid-19-ассоциированную пневмонию, с клиническими, психологическими и социальными факторами. Всероссийский научно-практический конгресс с международным участием «Новый мир — Планета психотерапии» 4-7 ноября 2021 года». Москва. О.А. Гуськова, Е.И. Ярославская, Т.И. Петелина.
  5. Социально-психологические предпосылки и возраст начала употребления подростками наркотических веществ. Медицинская наука и образование Урала, №3, 2021. стр. 37-42. Бухна А.Г., Гарагашева Е.П., Канбекова Р.И.
  6. Psychological profile of covid-19 pneumonia survivors three month after hospitalization. EUROPEAN HEART JOURNAL Том: 42Номер: S1 Год: 2021. ehab724.2667. Yaroslavskaya, E, Guskova, O, Petelina, T.
  7. The influence of covid-19 pandemic on the occurrence of neurotic level's disorders. VOLGAMEDSCIENCE Сборник тезисов VII Всероссийской конференции молодых ученых и студентов с международным участием: материалы конференции. Нижний Новгород, 2021 стр. 475-476. Boechko D.I.1, Prilenskiy B.Yu.
  8. COVID-19: первый опыт. 2020. Коллективная монография Язык: русский. Год издания: 2021 Место издания: Тюмень Издательство: Издательство "ВекторБук" (Тюмень). 463 с. Аксельров М. А., Алимова М. М., Барадулин А. А., Боечко Д. И., Бочкова В.Н., Братчик В.Е., и др.
  9. Суицидологическая ситуация в малой территории: опыт системного анализа. Сообщение I: самоубийства. Суицидология. 2021; 12 (4): 113-131. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-04(45). стр. 113-131. М.С. Уманский, Е.П. Гарагашева, Н.Н. Спадерова, А.Г. Бухна, А.Б. Приленский.
  10. Суициды и состояние изменённого сознания. Академический журнал Западной Сибири. 2022; 18 (1): DOI: 10.32878/sibir.22-18-01(94)-20-23. Стр. 20-23. Приленская А.В., Бухна А.Г., Канбекова Р.И.
  11. Мышьяк среди средств суицидальных действий. Суицидология. 2022; 13 (1):. doi.org/10.32878/suiciderus.22-13-01(46)-128-153. Стр. 128-153. П.Б. Зотов, Е.Б. Любов, И.А. Микушин, Е.Г. Скрябин, М.А.Аксельров, О.А. Кичерова, В.А. Жмуров, А.Г. Бухна 
  12. Искусство как инструмент терапевтических изменений в трансперсональной психотерапии. Практика исцеления творчеством: современная арт-терапия в образовании, медицине и социальной сфере : сборник материалов Международной научно - практической конференции (Кемерово, 15 апреля 2022) - Кемерово: КемГМУ, 2022. Стр. 349-354. Приленская А.В., Бухна А.Г.
  13. Суицидологическая ситуация в малой территории: опыт системного анализа. Сообщение II: суицидальные попытки. Суицидология. 2022; 13 (3): 114-133. doi.org/10.32878/suiciderus. 22-13-03(48). Стр. 114-133. Гарагашева Е.П., Спадерова Н.Н., Приленская А.В., Кичерова О.А., Аксельров М.А., Бухна А.Г., Жмуров Д.В., Приленский А.Б.
  14. Сердечно-сосудистые и психологические параметры пациентов, перенесших covid-19-ассоциированную пневмонию, через 3 месяца после госпитализации. Кардиология на перекрестке наук. : Сборник тезисов XI, XХII Ежегодной научно-практической конференцией «Актуальные вопросы кардиологии», Тюмень, 26-28 мая 2021 года. – Тюмень: Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, 2021. Гуськова О.А., Приленский Б.Ю., Ярославская Е.И., Петелина Т.И.
  15. Качество жизни пациентов через 3 месяца после перенесенного COVID-19 во взаимосвязи с психологическим состоянием, субъективно воспринимаемым качеством когнитивного функционирования, сердечно-сосудистой патологией и тяжестью течения инфекционной пневмонии. Российский национальный конгресс кардиологов кардиология 2022 «Новая стратегия в новой реальности — открытость, единство, суверенитет» 29 сентября – 01 октября 2022, Сборник тезисов, Казань, Россия, 2022. стр. 382. Гуськова О.А., Ярославская Е.И., Приленский Б.Ю., Петелина Т.И.
  16. Основные факторы соматического и психического здоровья, характеризующие состояние пациентов, перенесших COVID-19-ассоциированную пневмонию, через 3 месяца после выписки из стационара. Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI», посвященный 115-летию ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России и 165-летию со дня рождения В.М. Бехтерева, 12–13 мая 2022 года, Санкт-Петербург [Электронное издание]/ под общ. ред. Н.Г. Незнанова. — СПб.: НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 2022. – 406 с.— ISBN 978-5-94651-091-2. С.-317-319. Гуськова О.А., Николаенко Т.А., Приленский Б.Ю., Ярославская Е.И., Петелина Т.И.
  17. Взаимосвязь качества жизни пациентов, перенесших COVID-19-ассоциированную пневмонию, с клиническими, психологическими и социальными факторами. Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: сборник статей по материалам докладов XIX юбилейной научно-практической конференции с международным участием / под редакцией академика РАН Н.А. Бохана. Томск : ООО «Интегральный переплет», 2022. Выпуск 20. 170 с. ISBN 978-5-907509-23-8. Стр. 42-44. Гуськова О.А., Ярославская Е.И., Приленский Б.Ю., Петелина Т.И. 
  18. Оценка динамики нарушений психоэмоциональной сферы через 3 и 12 месяцев после пневмонии COVID-19. Материалы Четвертого Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Кардиология XXI века: альянсы и потенциал» совместно с XIV научно-практической конференцией с международным участием «Клиническая электрофизиология и интервенционная аритмология»; XXII семинаром молодых ученых «Актуальные вопросы экспериментальной и клинической кардиологии»» /Под ред. д.м.н. Бощенко А.А. – Томск: НИИ кардиологии Томского НИМЦ, 2023.– 370 с. стр. 86. Гуськова О.А., Ярославская Е.И., Приленский Б.Ю., Петелина Т.И.
  19. Персонифицированный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Монография. Тюмень, РИЦ Айвекс, 2023. стр. 208. Л.П. Пащенко, П.О. Акимова, Е.А.Томилова, Е.В. Пащенко.
Достижения кафедры:
  1. 67-й Всероссийская межвузовская студенческая научная конференция с международным участием «МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, МЕДИЦИНА» -2021 год. Г. Тверь. 3 место. Стендовый доклад
  2. 86 научная конференция студентов и молодых ученных «Молодежная наука и современность» - 2021 год. Курск. 1 место

  3. 8 международный научный медицинский форум «Белые цветы» -2021 год. Казань. - 3 место.

  4. VII Всероссийская научно-практическая конференция молодых учёных и студентов с международным участием «VolgaMedScience» - 2021 год. 1 место. Нижний Новгород.

  5. Samed 2021 - конгресс, Сараево, Босния и Герцеговина - участие

  6. 3 школа молодых ученных и врачей по детской психиатрии - г. Москва, 2022 - РМАНПО - участие

  7. 4 школа молодых ученных и врачей по детской психиатрии- г. Москва, 2023 - РМАНПО - участие

  8. INTERNATIONAL MEDICAL STUDENT'S CONFERENCE CRACOW 22-24 APRIL 2021 - участие, Краков, Польша

  9. the INTERNATIONAL SCIENTIFIC STUDENT CONFERENCE Ташкент, Узбекистан 2021 - номинация: "The best talented student"

  10. 6 международная научно-практическая конференция молодых ученных и студентов: «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения» - диплом 1 степени, Екатеринбург, 2021.
История.

Историю кафедры невозможно написать, не сказав о ее основоположнике. Юрий Федорович Приленский родился 8 декабря 1926 в городе Томске. Еще в процессе обучения в институте он проявил глубокий интерес к психиатрии и к психотерапии. После окончания с отличием в 1949 году Новосибирского медицинского института он поступил в клиническую ординатуру при кафедре психиатрии. Уже в этот период началась его лечебная и педагогическая работа – он работал психиатром в диспансере, преподавал психиатрию в Юридическом институте. 

Юрий Федорович увлеченно изучает нервно-психические нарушения при инфекционных заболеваниях – и это становится областью его дальнейших научных исследований. Под руководством основоположника новосибирской научной школы психиатрии заведующего кафедрой, выдающегося ученого, профессора М. А. Гольденберга Юрий Федорович выполнил кандидатскую диссертацию «Нервно-психические нарушения при дизентерии», которую успешно защитил в 1960 году.

Юрий Федорович в 1961 году из спокойного и благополучного Новосибирска он уезжает в далекий Казахстан. Там во вновь открываемом Актюбинском медицинском институте он основывает кафедру психиатрии.

В 1968 Юрий Федорович вновь открывает новую кафедру, и на этот раз – опять в новом Тюменском медицинском институте. В этот период он продолжает плодотворно трудиться над дальнейшим изучением нервно-психических нарушений при острых и хронических инфекционных заболеваниях, разрабатывая динамику и систематику выявляемых нарушений. В 1974 успешно защищает докторскую диссертацию, в которой обобщает результаты своих исследований. Накопленный уникальный опыт лег в основу более чем 150 научных работ. Под руководством Юрия Федоровича защищено 5 кандидатских диссертаций, продолжающих его направление. Среди блестящей плеяды его учеников – нынешние сотрудники кафедры психиатрии медакадемии - доцент, к.м.н. Н. П. Ишутина, ассистент, к.м.н. Н. П. Иванюженко, заведующая кафедрой психиатрии, профессор, д.м.н. Т. В. Раева.

Врачи до сих пор вспоминают его блестящие клинические разборы, на которых порой разгорались горячие споры, сталкивались мнения. Целая плеяда психиатров выращена под влиянием научных взглядов Юрия Федоровича. Каждую неделю он с увлечением собирал в Тюменском городском диспансере студентов на заседаниях своего научного кружка. Его заседания – это анализ клинических случаев, филигранная психотерапевтическая работа. Юрий Федорович очень душевно, по-человечески стремился помочь каждому пациенту, заражая своим примером кружковцев. Неслучайно, что интернатура по психиатрии на протяжении всех лет продолжала быть одной из самых популярных.

Юрий Федорович исключительно большое значение придавал своей работе с интернами. Стремление выработать гибкое клиническое мышление, свободное от шаблонов и стереотипов – вот стиль клинической подготовки врачей у профессора Приленского. Юрий Федорович исключительно большое значение придавал умению понимать пациента. Искусство установления контакта, эмпатия, широта кругозора, понимание психологических механизмов, хорошее знание психологической нормы - все это, по мнению Юрия Федоровича необходимо хорошему психиатру.

С первых дней открытия Диссертационного совета в Томском НИИ психического здоровья Сибирского отделения РАМН Юрий Федорович – активный его участник. Увлеченно, с отдачей он до последнего времени принимает участие в его заседаниях. Каждая поездка в Томск – это не просто рутинная работа. Это праздник общения с учеными, коллегами, обмен мыслями и идеями.

По мнению Юрия Федоровича, каждому врачу важно видеть душу любого пациента, уметь помогать ему силами психологического воздействия. Наконец-то психиатр вышел за пределы диспансера! Базой для преподавания стали поликлиники и соматические отделения, медико-санитарные части при промышленных предприятиях.

Начало перестройки позволяет осуществить еще одну мечту Юрия Федоровича: при поддержке ректора ТГМА профессора Н. Ф. Жвавого при кафедре психиатрии открывается курс, а в 1997 году – самостоятельная кафедра психотерапии и медицинской психологии. С момента открытия ее возглавляет продолжатель династии Борис Юрьевич Приленский. Он продолжает исследования отца в области пограничной психиатрии. Тема его кандидатской и докторской диссертаций – психика урологического больного, со своеобразными переживаниями в связи с реакцией личности на особенности этой своеобразной патологии.

Вновь созданной кафедре медицинской психологии и психотерапии важно было сформировать работоспособный коллектив единомышленников. Под руководством Бориса Юрьевича активно продолжается научная работа, успешно защищено 7 кандидатских диссертаций:

  1. М. А. Богданович «Пограничные нервно-психические расстройства у зрячих больных первичной глаукомой (клинико-динамические и реабилитационные аспекты);
  2. И. И. Федорова «Клинико-динамический и психотерапевтический аспекты нарушений пищевого поведения»;
  3. А. В. Приленская «Пограничные нервно-психические нарушения у пациентов с зависимым пищевым поведением (клинико-реабилитационный аспект)»;
  4. И. В. Овчинникова «Клинико-реабилитационный аспект пограничных состояний у женщин в дисфункциональных (аддиктивных) семьях»;
  5. Д. В. Култышев «Клиника, динамика и систематика пограничных нервно-психических расстройств у подростков с зависимым пищевым поведение»;
  6. П.С. Уманская «Клинико-диагностическая характеристика психотических форм алкоголизма и суицидального поведения у лиц молодого возраста (гендерный и реабилитационный аспекты)»;
  7.  А.Г. Бухна «Непсихотические расстройства и качество жизни пациентов с хроническим поражением паренхимы печени алкогольного и неалкогольного генеза».

Ученики Б. Ю. Приленского составили костяк кафедры. Доцент Ирина Ивановна Федорова в 1999 году прошла на кафедре обучение в клинической ординатуре по психотерапии и с увлечением начала заниматься преподавательской работой – вела практические занятия, читала лекции, организовывала научную работу студентов. Много интересных работ, выполненных под ее руководством, было представлено на итоговую конференцию СНО.

Борис Юрьевич ведет консультативную и коррекционную работу в организованном им центре «Академии психологии имени профессора Ю. Ф. Приленского», где постоянно внедряет новые психокоррекционые методики. Является академиком Международной академии психологических наук, активно участвует в ее долгосрочных образовательных программах.

С приходом на кафедру доцента к.м.н. Анны Владимировны Приленской активизировалась практическая работа студенческого кружка. На заседаниях разбирались не только теоретические вопросы, но проводилась коррекционная работа в психотерапевтических группах. Была организована работа киноклуба, на его заседаниях со студентами анализировалось психологическое содержание просмотренных картин.

Старший преподаватель Рамиля Илдусовна Канбекова – вдумчивый педагог и опытный клинический психолог, активно включилась в работу кафедры, внесла большой вклад в создание учебно-методической базы кафедры по педагогике.

Доцент Андрей Георгиевич Бухна психиатр, психотерапевт. Со студенческих лет проявлял интерес к психологии и психотерапии.

Старший преподаватель Анастасия Геннадьевна Бухна врач, кандидат медицинских наук, имеет подготовку по психологии и педагогике.

Старший преподаватель Приленский А.Б. совмещает клиническую и научно-исследовательскую работу, изсследует  и преподавание для иностранных студентов на английском языке

С 2023 года состав кафедры увеличился в связи с приходом следующих преподавателей доцентов: Арефьевой А.В., Березенцевой А.И., Пащенко Л.П. и ассистентов Гуськовой О.А. и Колотовкиной Е.А. Ассистент Гуськова О.А. активно ведет исследование психологических последствий перенесенной пневмонии Cowid-19

В настоящее время планируется расширение преподавание психотерапии, дефектологии, клинической психологии и психологии в рамках последипломного образования для психологов и врачей.

Клиническая база: ГБУЗ ТО Тюменская областная клиническая психиатрическая больница Амбулаторно-поликлиническое отделение Тюмень, Герцена 74 каб. 111-112



Сотрудники

Приленский Борис Юрьевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой.

Арефьева Анжелика Вячеславовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры.

Бухна Андрей  Георгиевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры.

Приленская Анна Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры.

Березенцева Анна Ивановна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры.

Пащенко Людмила Петровна  – кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Бухна Анастасия Геннадьевна – кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры.

Канбекова Рамиля Илдусовна – старший преподаватель кафедры.

Приленский Александр Борисович – старший преподаватель кафедры.

Гуськова Ольга Александровна – преподаватель кафедры.

Колотовкина Евгения Александровна  – преподаватель кафедры.

Контакты

Адрес: ул. Герцена, 74, каб.111, 112 (ГБОУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница")

E-mail:

Используя наш сайт вы даете нам согласие на использование файлов cookie-файлы на вашем устройстве в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности. Если собранная информация содержит персональные данные мы будем обрабатывать ее в соответствии с Политикой персональных данных.