Top.Mail.Ru
Ученые-физиологи, врачи и педагоги обсудили психофизиологическое здоровье и развитие эмоционального интеллекта современных детей и подростков | Тюменский государственный медицинский университет

Размер шрифта:

  • A
  • A
  • A

Цветовая схема:

  • A
  • A
  • A

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

RU
Университет
Образование
Наука
Пресса
Молодёжная политика
International
Контакты

Ученые-физиологи, врачи и педагоги обсудили психофизиологическое здоровье и развитие эмоционального интеллекта современных детей и подростков

12.12.2019

Поделиться

В Тюменском государственном медицинском университете состоялась VI городская межведомственная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные аспекты психофизиологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Развитие эмоционального интеллекта», в рамках которой ученые-физиологи, врачи и педагоги обсудили аспекты здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

В конференции приняли участие 2 доктора наук, 5 кандидатов наук и 151 педагог: заместители директоров, заместители заведующих, педагоги-психологи, педагоги, преподающие элективный курс «Перспектива», учителя-логопеды, медицинские работники 62 образовательных учреждений города Тюмени.

изображение_viber_2019-12-05_08-58-03.jpg

Организаторами конференции выступили кафедра нормальной физиологии Тюменского государственного медицинского университета и Информационно-методический центр города  Тюмени (ИМЦ). Конференцию открыла начальник отдела воспитания и социализации Управления по реализации программ и проектов Наталья Евгеньевна Кузнецова. С приветственным словом выступили профессор кафедры нормальной физиологии, доктор медицинских наук, заместитель декана лечебного факультета, врач-педиатр Евгения Александровна Томилова и координатор конференции педагог-психолог ИМЦ, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института педагогики и психологии Тюменского госуниверситета, кандидат биологических наук Наталья Юрьевна Стрижак.

изображение_viber_2019-12-04_18-58-48.jpg

Исследование заведующего кафедрой нормальной физиологии Тюменского медицинского университета, доктора медицинских наук, профессора Виктора Васильевича Колпакова «Индивидуальное здоровье. «Развитие эмоционального интеллекта и вариабельность стратегий поведения у старших дошкольников с различным уровнем привычной двигательной активности» стало теоретической платформой для педагогов, работающих с такой категорией детей. При всем многообразии определения понятия «индивидуальное здоровье» к наиболее характерному его показателю относится способность организма адекватно изменять свои функциональные параметры для сохранения своей оптимальности в различных условиях окружающей среды, то есть способность реализовывать свой адаптационный потенциал (научная школа В.В. Колпакова «Концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности», 2005-2017). Стратегия поведения соответствует индивидуальному способу достижения цели и результата, сопряженного с психофизиологической ценой деятельности, а индивидуальный стиль деятельности формируется как целесообразная система адаптации, обеспечивающая минимизацию этой цены.

изображение_viber_2019-12-04_18-58-49.jpg

Актуальные вопросы социально-эмоционального обучения. Международные и отечественные практики осветила заведующий кафедрой психологии и педагогики детства ИПиП ТюмГУ, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Васильевна Огороднова. Методику развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности совершенствуют и внедряют в образовательные системы Швейцарии, Германии, Франции, США и других стран. На Мальте, в Швейцарии и в некоторых штатах Америки данное обучение является частью дошкольных и школьных образовательных программ на законодательном уровне.

В России пока большое внимание в обучающих программах дошкольных учреждений уделяется развитию когнитивной сферы, а целенаправленное развитие эмоциональной сферы вынесено за рамки организованного педагогического процесса. Эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников – целенаправленный педагогический процесс, он тесно связан с развитием личности ребенка, с его социализацией и самореализацией, он позволяет ребенку познакомиться с культурой взаимоотношений, усвоить культурные ценности.

Живой интерес вызвало каждое сообщение доцента кафедры психологии и педагогики детства ИПиП ТюмГУ, кандидата психологических наук Евгения Анатольевича Кукуева. Его доклад «Субъектность: нет детей – есть люди!» заставляет по другому посмотреть на проблемы.

изображение_viber_2019-12-04_18-58-50.jpg

Психологический блок сменился физиологическим. Содержательные доклады профессора кафедры нормальной физиологии Тюменского ГМУ, врача-педиатра Евгении Александровны Томиловой «Физиологические основы речи: ее функции и механизмы» и доклад доцента кафедры нервных болезней Тюменского ГМУ, врача-невролога, рефлексотерапевта, ботулинотерапевта, кандидата медицинских наук Татьяны Эдуардовны Вербах по теме «Взгляд невролога на гиперактивных детей. Лечение и эмоциональное развитие» стали кульминацией конференции.

О формировании эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр рассказала педагог-психолог Детского сада № 42 Алена Петровна Архипова. Особый акцент она сделала на проблеме развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, который определяется, как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ними и находить пути решения возникающих проблем. Эмоциональный интеллект является не врожденной сферой психики, которую практически невозможно изменить, его можно развивать и повышать в течение своей жизни.

изображение_viber_2019-12-04_18-58-52.jpg

Выступление старших воспитателей Детского сада № 167 Татьяны Александровны Савчиной и Веры Валентиновны Подрядчик по теме «Формирование социальной адаптации детей с ОВЗ посредством кинезиологии» логически подвело участников конференции к пониманию того, что в последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью, что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с самим собой.

По наблюдениям дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию, у них низкая концентрация внимания, нет интереса к процессу обучения. Ученики с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию, понимают чувства других, у них более успешно протекает адаптация к детскому саду, а в дальнейшем и к школе, эти дети менее склонны к тревожному состоянию и депрессии, более эффективно управляют эмоциями.

- Профессиональная эффективность плюс необходимые soft-skills (гибкие навыки) педагога и, конечно, внедрение целенаправленной системы развития эмоционального интеллекта в процесс обучения помогут воспитать психологически устойчивую, успешную и здоровую личность, - отметила в завершение конференции педагог-психолог Наталья Юрьевна Стрижак.

Наталья Стрижак

Источник: Сайт МАУ "ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" г. Тюмени

 

Видеосюжет Тюменского образовательного канала о ходе конференции можно посмотреть, перейдя по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=R4TGY6CBB9I&feature=youtu.be

 

 

 

 

 

 

Используя наш сайт вы даете нам согласие на использование файлов cookie-файлы на вашем устройстве в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности. Если собранная информация содержит персональные данные мы будем обрабатывать ее в соответствии с Политикой персональных данных.