Размер шрифта:

  • A
  • A
  • A

Цветовая схема:

  • A
  • A
  • A
Тюменский государственный медицинский университет
Задать нам вопрос

Стратегия развития вуза. Взгляд из будущего.

30.07.2019

На минувшей неделе в Москве в Сколковском институте науки и технологий  закончил свою работу образовательный интенсив «Остров 10 – 22». В его работе приняли участие порядка 1 500 человек, большинство вузов России направили сюда свои делегации. 

- Участие в образовательном интенсиве нацелено на развитие и формирование стратегии вуза, это попытка взглянуть на свой университет из будущего и сформировать дорожную карту на пути к этой цели, - рассказывает и.о. проректора по научной работе и инновационной политике Тюменского ГМУ Иван Михайлович Петров. Он представил вуз  в составе команды Западно-Сибирского научно-образовательного центра (НОЦ).

В работе «Острова» приняли  участие 18 команд. Образовательный процесс был организован по нескольким направлениям в виде отдельных треков и факультетов. Необходимые компетенции  участники развивали на тематических площадках и  мероприятиях.  И.о. проректора  Тюменского медицинского университета особо отметил идеи, которые представил Факультет технологического предпринимательства и трансфера технологий.

IMG_0796_20_07_19_11_20.jpg

- Это как раз тот блок, который в системе медицинского образования недостаточно развит, - считает Иван Петров . - Мы больше концентрируемся на фундаментальных основах медицины, на практических навыках, на качестве образования, но сегодня университет должен быть еще и генератором идей, драйвером их внедрения. Студентам необходимо прививать предпринимательские компетенции. Отчасти в эту экосистему мы включены через Технопарк, через  «УМНИК» и другие конкурсы, но это не всегда носит интегрированный сквозной характер, а современный университет, все-таки, преследует цель не только качественной подготовки специалистов, но и исследователей, способных коммерциализировать интеллектуальный продукт.  Есть разные варианты решения проблемы: это может быть дисциплина, интегрированная в учебный план, либо факультатив или дисциплина выбора, или программа ДПО.

В роли спикеров на факультетах  «Острова»  выступили представители бизнеса, ведущих российских университетов, авторы успешных стартапов,  и другие эксперты.

- Интересный опыт в этой области у наших коллег из Ханты-Мансийска, - продолжает Иван Михайлович. - Свои программы они реализуют при поддержке Фонда предпринимательства, причем, поддержка в этом случае не обязательно материальная, это может быть, например,  помощь в организации meet-up, когда организуется встреча с известным успешным выпускником, желательно этого же вуза. Главным итогом нашей работы на интенсиве можно считать то, что, вместе с проректорами других университетов Тюмени и Ханты-Мансийского автономного округа, мы будем проводить совместную работу по развитию предпринимательской экосистемы в университетах.

rQQWXpeslFk.jpg

OfRlKKYt6AQ.jpg

В состав тюменской делегации вошли проректоры вузов университетов Тюменской области и ХМАО, участвующих в формировании межрегионального  Западно-Сибирского научно-образовательного центра. Ядром образовательного интенсива   «Остров 10-22» для этой команды стал доклад министру образования и науки РФ Михаилу Котюкову о подготовке программы первоначальных шагов в рамках НОЦ.

- С коллегами из автономных округов мы подготовили презентацию, в которой отражены основные фокусы деятельности НОЦ.  Основная идея НОЦ – совместная деятельность университетов, индустриальных партнеров, технологических компаний, нацеленная на переход фундаментальных научных знаний в прикладной аспект, создание новых технологий, их внедрение, создание новых производств, - пояснил Иван Михайлович. - Основная концепция нашей программы - поиск тех механизмов, которые позволят финансовые активы бизнеса привлечь в науку, но не в рамках пожертвований, а в рамках целевых и оправданных, с потенциальной выгодой инвестиций.

tvqn-C9ld7U.jpg

В ходе дискуссии обсуждались разные модели взаимодействия организаций в рамках НОЦ и пути решения проблем, возникающих при их реализации.  Много говорилось о создании на базе вузов центра развития компетенций, о сотрудничестве с федеральными акселерационными фондами и привлечении экспертов.

Западно-сибирский НОЦ имеет несколько тематических фокусов. Они были сформированы  на стратегических сессиях, которые на протяжении года проводились Тюменским государственным университетом.  Определены 4 направления: Арктика, цифровая трансформация нефтедобывающей отрасли, биологическая безопасность человека, животных растений, а также интегрирующий, объединяющий проект «Образование», посвященный формированию концепции индивидуального образования и индивидуализации образования через науку.

- У нас заявлено несколько проектов в программе. Один из них - это проект по хронобиологии, - говорит и.о. проректора по научной работе и инновационной политике Тюменского ГМУ Иван Михайлович Петров. - Он многосоставной, предполагает задействование мультифункциональных мониторов по контролю физиологических параметров и проработку научной составляющей в алгоритме оценки данных. Сейчас медицина сталкивается с такой проблемой, как работа с большим объемом данных. Мы научились эти данные мониторировать, собирать, интегрировать, но пока не решен вопрос, что с ними делать,  как оптимально получить из них информацию по раннему прогнозированию  и индивидуальному подходу в лечении? Это – прямой путь к внедрению персонализированной медицины, что относится к одному из основных направлений стратегии научно-технологического  развития Российской Федерации. Второй блок в рамках этой же темы - программное обеспечение для таких мониторов, формирование биобанка, включая генетические исследования.

DSC_4022.jpg

Еще один проект,  реализуемый в раках НОЦ, объединяет в себе проекты, связанные с новыми материалами и технологиями в области травматологии и регенеративной медицины.

- У нас есть ученые, генерирующие новаторские идеи – например,  хронобиолог Денис Геннадьевич Губин, есть научная школа травматологов под руководством Константина Сергеевич Сергеева. У них  есть талантливые ученики, как среди аспирантов, так и среди студентов. У них есть идея, они видят продукт, но им не хватает  той конкретики, которая нужна инвестору. А ему  нужна оценка реального рынка, формирование дорожной карты от идеи до взаимодействия с партерами. Чтобы построить бизнес-модель, нужен еще один участник процесса – компания, которая возьмет на себя проектное управление  этим процессом.